Три месяца, определяющие ВСЁ, что будет с ребёнком в школе,
а с родителями дома в течение года.

Заканчивается период летних отпусков. Наши маленькие (и не очень маленькие) детишки возвращаются из оздоровительных лагерей, из деревни от бабушек и дедушек, из жарких стран и с лазурных берегов. Возвращаются они отдохнувшие, набравшиеся сил, энергии, здоровья. Кому-то повезло больше, и детишки действительно вернулись окрепшими, некоторым повезло меньше и отпуск приходится "выдыхать" уже дома, восстанавливая своё чадо.

Тем не менее, и тем и другим предстоит вновь окунуться с головой в учебный процесс, новый ритм жизни, полный переживаний, психологических и физических нагрузок, активной умственной деятельности. А это потребует от ребенка немалых ресурсов, как психологических, так и физических.

Как же подготовить ребенка, чтобы он смог полноценно отработать учебный год, по максимуму взять знания и наработать умения, не отвлекаясь на плохое самочувствие, болезни и упадок сил?



И начнём мы с понимания того, что ЛЕТО ЗАКОНЧИЛОСЬ!!!
 Всё, здесь подводим черту. Учебный год начинается 1-го сентября с чистого листа. 1 сентября – это начало начал. Все, что было летом, НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. Проявил ли ребенок чудеса познания и прочитал ВСЕ книги, заданные на лето и выполнил ВСЕ задания учителей или с боем осилил треть книги, при этом уже и забыл, с чего она начиналась. Всё это в прошлом. Лето – это окончание прошлого учебного года.

И если уж совсем невтерпеж, и хочется своего ребенка "макнуть" в прошлое, вспоминайте ТОЛЬКО РАДОСТНЫЕ И ПРИЯТНЫЕ моменты. Вместо "А я же тебе говорил(а) – ЧИТАЙ, УЧИ… теперь вот не успеваешь!!!", скажи "Ты помнишь, как классно мы провели время этим летом… (там то), я хочу, чтобы следующее лето было еще лучше, так что ты уж постарайся, разберись с этим предметом, чтобы он тебя не сдерживал и нам не пришлось всё следующее лето его мусолить".

Мягкий уверенный старт. Давай смотреть правде в глаза, дети гораздо больше любят играть и развлекаться, чем учиться. И если учёбу превратить в увлекательную игру, обучающий процесс пойдёт гораздо эффективнее и веселее.

Хвали и поощряй ребенка за любые, даже самые незначительные успехи. Поощрение даёт ребёнку энергию и стимулирует к ещё лучшей работе. Если он сегодня что-то делает лучше, чем вчера, это уже достойно похвалы.

Ни в коем случае не сравнивай ребенка с другими, только с ним самим вчерашним. Сравнение допустимо только в тех случаях, когда есть возможность пробудить дух соперничества.

И на первый месяц вообще (!!!) откажись от критики и наказаний за несделанные уроки. Искренне интересуйся тем, чему его обучают, постоянно подталкивай ребенка проявлять творческий подход к темам, которые им задают.

Если у него есть любимые уроки, покажи, как другие уроки связаны с его любимыми. Покажи, как эти знания помогут ему достичь его желаний.

Со второго месяца добавь конструктивной критичности:
"Я знаю, тебе это по силам…"
"Ты можешь лучше"
"…"

В третий месяц объясни ребенку, что на школе свет клином не сошёлся и что есть еще масса всего, чем интересно заниматься. Поэтому хорошо бы научиться школьные уроки делать быстро и эффективно, чтобы оставалось больше времени и на другие интересы.  

Вводя таким образом ребенка в обучающий процесс, мы разжигаем его внутренний интерес как к самим предметам, так и к увеличению эффективности обучения. В результате получаем высокую обучаемость, лучшую успеваемость, здоровую психику.


Физическое здоровье
 напрямую связано и с психикой, и с обучаемостью, и с концентрацией. Разрушить здоровье есть масса способов, а укрепить –  всего лишь несколько.

Это физкультура, закаливание, питание.

С физкультурой
 у детей обычно все в порядке (если они не сидят дома под домашним арестом). Естественная активность ребёнка, плюс уроки физкультуры в школе, плюс спортивная секция 3 раза в неделю  - вполне обеспечат необходимую физическую нагрузку.

Закаливание
 – это безопасное создание для организма условий, в которых он вынужден включать дремлющие защитные механизмы. Контрастный душ, обливание холодной водой, максимально допустимая лёгкая одежда в холодную погоду, особенно для занятий физкультурой, – всё это заставит организм активно раскрывать свои резервные возможности. Проводите на свежем воздухе столько времени, сколько это возможно. Если это будет в лесу или на речке – это будет здорово.

Но, чтобы резервы включить, их нужно еще иметь. И здесь я более подробно хочу остановиться на питании...
* * *

Питание – огромная интереснейшая тема.

Особенно важно усвоить несколько основных законов питания, дающего здоровье:

1. Еда должна быть максимально разнообразной и полноценной. 
Есть масса систем здорового питания. Только никто не знает лучше нашего организма, что конкретно ему нужно.  Сам организм может стать нашим главным консультантом. А для этого нужно дать ему из чего выбирать, максимально обогатив свой рацион.

К привычному питанию добавь то, что было в изобилии у нашего далёкого Предка:

Прежде всего, МНОГО ЗЕЛЕНИ. 
Любой. Всё что получится достать на базаре, на даче, в лесу, у реки. Зелень можно есть в качестве перекуса, как салатик перед едой, как добавку к мясу, гарниру, мелко нарубить прямо в тарелку с первым блюдом, срывать и есть, гуляя по лесу. Во-первых, это придаст вкусовое разнообразие и необычайную свежесть привычным блюдам. Во-вторых, сделает эти блюда более сбалансированными и лёгкими для усвоения, ведь клетчатка, содержащаяся в зелени, стимулирует работу желудка и кишечника, способствует очищению кишечника от шлаков, способствует активному развитию микрофлоры и подавлению гнилостных процессов.

СЕЗОННЫЕ ФРУКТЫ И ЯГОДЫ. Именно СЕЗОННЫЕ. И за ними тоже отправляемся на базар, на дачу и в лес. Не нужно покупать клубнику в январе или мандарины в марте, они в это время в естественных условиях не созревают и пользы от них никакой. Для фруктов берем огромную красивую вазу и засыпаем туда все фрукты вперемежку. Пусть стоит на столе, постоянно на виду. Едим их на завтрак и в любое время, когда захотелось. Единственное что, делаем перерыв часа 2 после плотного обеда или ужина.

ОРЕХИ И СУХОФРУКТЫ – это больше к зимнему рациону. Так же засыпаем их в вазу и ставим на столе.

ОВОЩИ – все что можно, – едим сырыми в виде салатов – чем разнообразней, тем лучше. Из овощей сырыми мы не едим разве что картофель, но им и не стоит особо увлекаться.
Хорошим подспорьем, помогающим обеспечить организм всем необходимым, являются также специальные комплексы витаминов и минералов, созданные из натуральныхпродуктов. Их плюсы – высокая сохранность и концентрация полезных веществ, что во многих случаях является критичным.


2. Вкусовые извращения заменит простое питание + интересная, увлекательная жизнь.
Пищевые пристрастия очень сильно зависят от образа жизни и психологического состояния.
Малоподвижный образ жизни при высокой умственной деятельности вызывает тягу к сладостям.
Однообразная скучная жизнь – еда с яркими вкусовыми ощущениями
Подавленное психическое состояние, отсутствие выхода, решения вопроса – тяжелая, сложно перевариваемая пища, после которой хочется спать.

Всё это пища, разрушающая здоровье, но она используется, чтобы компенсировать нарушенное эмоциональное состояние.

Для того же, чтобы человек ЗАХОТЕЛ оставить в рационе простую здоровую пищу, необходимо до краёв заполнить эмоционально-чувственную составляющую жизни. Каждое дело, которое ребёнок ДОЛЖЕН делать, компенсируй двумя делами, которые ему ХОЧЕТСЯ делать. Здесь важно набрать интересных дел столько, чтобы вызвать ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ. Тогда возникнет естественное желание выполнить как можно быстрее всё то, что ДОЛЖЕН. Только не перестарайтесь, чтобы ребёнок всё-таки успевал и всему уделить внимание, и отдохнуть.

Очень важно найти ОБЩИЕ УВЛЕЧЕНИЯ для детей и родителей. Дети обожают заниматься делами вместе с родителями, они чувствуют себя взрослее, да и отношения в семье от этого становятся крепче.


3. Вода важнее еды.

Человек на 80% состоит из воды.

Исходя из этого, получается, что наша еда должна состоять на ¼ из питательных веществ и на ¾ из воды.

Вот, только что такое ВОДА???
а) Родниковая вода. Это естественные родники, выходящие на поверхность. Идеально, если вы набираете воду после того, как она какое-то расстояние текла по поверхности земли.
б) Вода из колодца.
в) Вода из скважины, но только до 2-го водоносного слоя. Вода из глубоководных скважин (300-500-700 метров) не пригодна для постоянного употребления. У неё отличаются минеральный состав и физическая структура.
г) Фильтрованная, восстановленная вода. Если же естественные источники не доступны, придётся готовить воду самостоятельно.
Для фильтрации я предпочитаю фильтры на основе ионообменных смол. После этих фильтров получается вода, подобная родниковой. Угольные фильтры недостаточно хорошо очищают воду от вредных примесей. Различные мембранные фильры, включая обратный осмос, изменяют структуру воды не в лучшую сторону и делают её пригодной лишь для химических опытов.
Хорошие способы восстановления воды – это приготовление талой и омагниченной воды.
д) Вода, содержащаяся в свежих фруктах, ягодах и овощах. Они содержат отличную структурированную воду, и многие вполне способны сбалансировать содержащиеся в них питательные вещества.

Что водой НЕ является:

Чай, кофе, компоты, морсы, сладкие и газированные напитки, супы, борщи, окрошки. Вся вода, которая прошла процесс приготовления пищи, водой больше не является. Это еда, которую нужно будет сбалансировать чистой структурированной ВОДОЙ.

Ориентировочный уровень потребности организма в воде можно рассчитать исходя из нормы 30-40 грамм воды на 1 кг веса в сутки. Например, при весе 70 кг чистой воды необходимо 2,1 – 2,8 литра в сутки. Дальше считаем, хватает ли этой воды, чтобы компенсировать количество еды. В данном случае, если количество еды в сутки составляет 700-900 грамм в сутки, рацион получается полностью сбалансированным. Если же еды больше, количество чистой воды следует увеличить. 
Так же увеличивают потребность в воде повышенные физические нагрузки, жара, болезнь.

Выработай привычку жажду утолять чистой водой.
Пей воду небольшими глотками в течении дня. Заканчивай пить воду за 15-20 минут до еды и возобновляй через 2-3 часа после еды.

Никогда НЕ пей во время еды и сразу после еды. Вода с едой НЕ СОВМЕСТИМЫ!!!

Свою суточную норму воды набирай постепенно. Спешка здесь не уместна. Пусть всё идёт естественным путём.

4. Найди замену модным "ядам".
Современная пищевая промышленность, играя на слабостях людей, создала и сделала модными очень опасные для человека напитки и продукты. Сладкие газированные напитки, всевозможные чипсы и сухарики, гамбургеры, чизбургеры, картошка фри, хот-доги и другая быстрая еда – всё это яды замедленного действия. Если съесть одну порцию, ничего плохого не случится и это подкупает, человек, не чувствуя никаких отрицательных реакций организма решает для себя, что это безвредно. А регулярное употреблении подобных напитков и еды приводит к очень серьезным проблемам со здоровьем.

Но всему этому есть отличная замена. Чистая вода вместо газировки, орехи вместо чипсов, домашняя отбивная вместо гамбургеров и, конечно же, сочное свежее яблоко для любых перекусов. Мои детишки с огромным удовольствием таскают с собой в школу разнообразные фрукты (как свежие, так и сушёные, которые делаем сами) и обеды, приготовленные мамой.

Запретный плод – сладок. Поэтому запрещая что-то ребёнку (или себе), мы только усиливаем тягу к запретам. Задача – дать замену. Учись вкусно готовить, научись делать натуральные конфеты, научи ребёнка ощущать богатство естественного вкуса натуральных продуктов. Покупая специи, внимательно читай состав, чтобы там не было усилителей вкуса и ароматизаторов, иначе мы сами подготовим вкусовые пристрастия своего ребенка ко всей этой дряни.

Замена должна быть адекватной или даже более мощной по вкусовым ощущениям.


5. Правила совмещения продуктов.
Первое, чему стоит научиться, так это перестать еду запивать водой и другими напитками. Когда мы едим, организм вырабатывает определённый состав и концентрацию желудочного сока, для переваривания именно этой конкретной пищи. Запивая же еду, мы во-первых угнетаем слюнообразование, что приводит к недостаточному расщеплению углеводов, и уменьшаем концентрацию желудочного сока, что приводит к ухудшению расщепления белков. В результате, в кишечник попадает недорасщеплённая пища и начинаются процессы гниения остатков еды.

Мы в своей семье изменили общепринятый порядок блюд. И расставили их в порядке увеличения времени усвоения, что, на мой взгляд, вполне логично.

Вначале идут напитки, сладости и фрукты, они усваиваются в течении 20 мин.
Далее идут салаты из овощей и каши, картошка, макароны, они перевариваются около 2-х часов.
И заканчивается еда исключительно белковыми продуктами (мясо, рыба, бобовые) с зеленью, они перевариваются 4-6 часов.

Этот порядок опробован в процессе праздников массового обжорства, типа дней рождений, нового года и т.п. При таком порядке никаких тяжестей в желудке, никакого плохого самочувствия на следующий день не наблюдается. Понятно, что обычная повседневная еда состоит из какого-то одного пункта. Но если всё же хочется смешать всё в кучу, то смешивание производится именно в таком порядке – вначале тортик с чаем, потом гарнир, потом мясо. И никакого питья в процессе и после еды.

Поначалу это может быть не привычно, но организм очень быстро "понимает" этот порядок блюд. Кстати, дети всегда стараются начать еду с конфет или тортика, до тех пор, пока мы их не приучим к "правильному" порядку блюд.

Только не доводи всё это до фанатизма!!! Помни, наша задача ПРОБУДИТЬ дремлющие естественные инстинкты, а не навязать себе новые рамки и ограничения!!!


И так, подведём итог:
·    1 сентября начинаем учёбу "с чистого листа". Что было – то  прошло.
·    На весь сентябрь отказываемся от критикиискренне интересуемся и вникаем в то, что учит ребёнок.
·    В октябре добавляем критичности: "Я знаю, ты можешь лучше…"
·    В ноябре учим ребёнка школьные уроки делать быстро и эффективно, чтобы оставалось больше времени и на другие интересы.
·    Отслеживаем, чтобы было много физической активности – танцы, гимнастика, боевые искусства.
·    Закаливание и свежий воздух.
·    И конечно же законы питания, дающего здоровье:
1. Еда должна быть максимально разнообразной и полноценной.
2. Вкусовые извращения заменит простое питание + интересная, увлекательная жизнь.
3. Вода важнее еды.
4. Находим замену модным "ядам".
5. Перестраиваем свой рацион, исходя из основных правил совмещения продуктов.

Эти рекомендации, не требуя кардинальной перестройки образа жизни, позволят сохранить ребёнку здоровье и интерес к учёбе, а родителям столь драгоценные нервные клетки.

* * *

Конечно же, в одной статье можно дать лишь общие рекомендации. Если у тебя есть личные вопросы или ты хочешь подобрать индивидуальный рацион и комплекс витаминов, обращайся, рады будем помочь.


Алексей и Наталья Дендеберя 
AleksDen@rambler.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий